Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Оснащение учебных кабинетов и помещений
В здании МАОУ СОШ № 32 г. Томска расположены 30 учебных кабинетов.
- из них специализированных кабинетов начальных классов - 10;
- кабинетов физики – 1;
- информатики – 1;
- химии – 1;
- географии – 1;
- биологии – 1;
- технологии – 2;
- математики – 3;
- иностранного языка – 5;
- русского языка и литературы – 2;
- истории – 1;
- кабинет ОБЖ – 1;
- кабинет робототехники – 1.
В МАОУ СОШ № 32 г. Томска образовательный процесс на уровне основного общего и среднего общего образования традиционно организуется по кабинетной системе; на уровне начального общего образования – в закреплённых за каждым классом учебных кабинетах, за исключением обучения, требующего специального оборудования.
В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» образовательный процесс для учащихся 1-11 классов в 2020-2021 учебном году организован в закреплённых за каждым классом учебных кабинетах, за исключением обучения, требующего специального оборудования.
Учебные кабинеты и реакционные помещения для учащихся 1-4 классов размещаются на 1-2 этажах здания; кабинет технологии для мальчиков (мастерские), кабинет технологии для девочек, спортивный зал размещены на первом этаже здания.
ФГОС общего образования определяет требования к материально-техническим условиям реализации основных и адаптированных общеобразовательных программ, что определяет необходимость приведения в соответствие с требованиями ФГОС образовательного пространства учебного кабинета.
Учебный кабинет МАОУ СОШ № 32 г. Томска представляет собой особую развивающую среду, сформированную в соответствии с требованиями ФГОС. Эта развивающая среда способствует раскрытию индивидуальности каждого ученика, его творческой самореализации, поощряет к развитию у него инициативы и самостоятельности, создает возможности для обучения обучающихся на основе их личной активности.
Развивающая среда в помещении учебного кабинета отвечает следующим важнейшим принципам:
- безопасности и личного комфорта учащихся;
- вариативности в использовании форм и методов обучения, учебных пособий, средств и материалов;
- динамической изменчивости в соответствии с прохождением рабочих программ по учебным предметам, внеурочной деятельности; изменением индивидуальных интересов учащихся.
В помещении класса имеются открытые и полузакрытые шкафы, тумбы, где хранятся разнообразные учебные средства и материалы для свободного использования детьми во время занятий. Все средства и материалы сгруппированы на полках в определенном порядке, а места их расположения имеют соответствующие словесные или символические обозначения (ярлыки). Эти средства и материалы регулярно обновляются учителем в зависимости от прохождения образовательной программы, изменения интересов и возможностей детей.
В пространстве класса организованы 3 зоны: учебная, зона отдыха, зона внеурочной деятельности для осуществления образовательной деятельности и организованного отдыха учащихся во время перемен.
Планировка парт регулярно изменяется в соответствии с использованием различных форм работы, либо парты постоянно стоят таким образом, что это позволяет использовать на уроке различные формы работы детей (фронтальную, подгрупповую, парную, индивидуальную и т.п.).
В учебном кабинете имеются различные средства для получения быстрой обратной связи с детьми: значки, таблички, символы, средства индивидуальной самооценки детьми своей деятельности и др.
В оформлении учебного кабинета представлены материалы, отражающие индивидуальность каждого ребёнка (например: детские работы, фотографии, достижения учащегося, и т.д.); в открытом доступе для родителей (законных представителей) представлены портфолио учащихся.
В каждом учебном кабинете имеется паспорт учебного кабинета.
Все учебные помещения и кабинеты оснащены новой мебелью.
В каждом кабинете оборудовано компьютерное рабочее место учителя; имеются в наличии мультимедийный проектор и экран, есть доступ к внутренним локальным сетям, телефонной и компьютерной; к сети Интернет, Wi-Fi.
Материально-техническая база, состояние учебных кабинетов, помещений соответствует действующим санитарно-гигиеническим нормам и требованиям, требованиям пожарной безопасности, охраны труда.
Оснащение учебных кабинетов средствами обучения и воспитания осуществляется в соответствии с приказом Министерства просвещения Российской федерации от 23 августа 2021 г. № 590.
Ежегодно осуществляется обновление лабораторного, демонстрационного оборудования, наглядных пособий, в том числе и по физике, химии, ОБЖ, математике; приобретается оснащение, обеспечивающее реализация курсов внеурочной деятельности, в том числе моделирование, научно-техническое творчество, исследовательскую и проектную деятельность.
Специально оборудованные учебные кабинеты для обучения учеников-инвалидов по слуху, зрению отсутствуют в образовательной организации.
Специально оборудованные учебные кабинеты для обучения учеников-инвалидов по заболеваниям опорно-двигательного аппарата отсутствуют на 2-3 этажах здания МАОУ СОШ № 32 г. Томска.
В МАОУ СОШ № 32 г. Томска (далее – ОО) в 2024-2025 учебном году организована образовательная деятельность для:
- 8 детей-инвалидов (0,7% от общего количества учащихся);
- 51 учащийся с ограниченными возможностями здоровья (4,6 % от общего количества учащихся);
- на уровне начального общего образования обучаются в общеобразовательных классах (совместно с другими учащимися) 6 учащихся с ограниченными возможностями здоровья, 2 ребенка-инвалида; образовательная деятельность осуществляется по адаптированным образовательным программам начального общего образования (варианты: 7.2, 5.1, 5.2);
- на уровне основного общего образования обучаются в общеобразовательных классах (совместно с другими учащимися) 45 учащихся с ограниченными возможностями здоровья из них 2 ребенка-инвалида; образовательная деятельность осуществляется по адаптированным образовательным программам основного общего образования (варианты: 7.1, 7.2, 5.1, 5.2, 6.2);
- на уровне среднего общего образования обучаются в общеобразовательных классах (совместно с другими учащимися) 4 ребенка-инвалида (обучение по ООП СОО).
Категории детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, обучающиеся в ОО в 2024-2025 учебном году:
- дети с нарушениями зрения;
- дети с тяжелыми нарушениями речи;
- дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
- дети с задержкой психического развития (ЗПР);
Количество учащихся с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном классе не превышает 3 человека.
Специально оборудованные учебные кабинеты:
имеются специально оборудованные кабинеты для проведения коррекционно-развивающих занятий для детей с ограниченными возможностями здоровья:
- кабинет учителя-логопеда (обеспечено зонирование пространства кабинета: рабочая зона, зона индивидуальной коррекционной работы, учебная зона, зона эмоциональной разгрузки);
- кабинет педагога-психолога (обеспечено зонирование пространства (зона первичного приема и консультативной работы, зона игровой терапии, зона релаксации и снятия психологического напряжения);
-в кабинетах начальных классов установлены столы-конторки для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью; обеспечено наличие игровой зоны
В МАОУ СОШ № 32 г. Томска для проведения практических занятий оборудованы специализированные кабинеты:
№ учебного кабинета |
Название специализированного кабинета (помещения) |
Функциональное использование |
310 |
Кабинет биологии (имеется помещение лаборантской) |
Проведение практических, лабораторных работ, исследований |
309 |
Кабинет географии |
Проведение практических, лабораторных работ, исследований |
304 |
Кабинет физики (имеется помещение лаборантской) |
Проведение практических, лабораторных работ, исследований |
303 |
Кабинет химии (имеется помещение лаборантской) |
Проведение практических, лабораторных работ, исследований |
302 |
Кабинет информатики (имеется помещение лаборантской) |
Проведение практических занятий, направленных на формирование и совершенствование компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности; исследований |
113 |
Кабинет основ безопасности и защиты Родины |
Проведение практических занятий по отработке навыков действий в чрезвычайных ситуациях, оказания первой помощи пострадавшим; по подготовке к службе в рядах Вооруженных сил РФ, |
110 |
Кабинет робототехники |
Практикумы по легоконструированию и робототехнике |
114 |
Кабинет труда (технологии) |
Практикумы по швейному делу, вязанию |
115 |
Кабинет труда (технологии). Мастерская |
Практикумы по работе с деревом и металлом |
117 |
Центр медиаобразования |
Практикумы по видео-фотосъемке, выпуску газет в печатной и электронной формах, анимационных фильмов, документальных и научно-популярных фильмов, видеороликов и т.п. |
Цокольный этаж |
Музей Боевой Славы 19-й гвардейской стрелковой дивизии |
Проведение исследований, практикумы по разработке экскурсий, наполнению сайта музея, работе с музейными материалами и экспонатами; проведение экскурсий |
-
Входные ворота в здание МАОУ СОШ № 32 г. Томска имеют беспрепятственный проход с проезжей части и пешеходной дорожки.
Пешеходные дорожки на территории школы не имеют препятствий при перемещении инвалидных кресел-каталок.
В здании школы имеется стационарный пандус для перемещения инвалидов-колясочников по первому этажу.
Ширина дверных проемов и высота порогов дверей в здании школы не является препятствием для перемещения инвалидов-колясочников.
Входные двери в здание школы промаркированы специальными знаками (желтыми кругами) для беспрепятственного прохода; входы в здание оснащены поручнями, а ступени лестниц безопасной противоскользящей полосой; первые и последние ступени лестницы промаркированы контрастной желтой полосой для обозначения ее габаритов.
На первом этаже здания школы сооружен туалет для инвалидов-колясочников, двери на них промаркированы специальными знаками; туалет оборудован кнопкой вызова.
Учебные кабинеты и помещения имеют достаточные площади для размещения и перемещения инвалидных кресел-каталок.
Здание школы оснащено телевизорами, позволяющими размещать аудио-и видеоинформацию.
С работниками школы проводится разъяснительная работа по вопросам организации образовательной деятельности и общения с детьми-инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья; обеспечено применение педагогическими работниками специальных методических рекомендаций по особенностям организации и осуществления образовательной деятельности для детей с ОВЗ, детей-инвалидов.
Школьная библиотека расположена на втором этаже здания в 4 помещениях общей площадью 118,5 кв.м.
Помещения библиотеки оснащены:
- специализированной мебелью и системами хранения;
- автоматизированным рабочим местом педагога-библиотекаря;
- переносным мультимедийным проектором, переносным экраном;
- принтером;
- акустической системой;
- сетевым фильтром;
- телефоном внутренней локальной сети;
- широкополосным Интернетом: выход в городскую сеть не лимитируется по времени, безлимитный внешний трафик; интернет-соединение 100 Мбит/с
Библиотека предусматривает зону для получения информационных ресурсов во временное пользование; зону для самостоятельной и коллективной работы с ресурсами (читальный зал на 12 посадочных мест, из которых 3 компьютерных рабочих места); рекреационную зону для технической и игровой деятельности. Обеспечен доступ к электронным информационным и образовательным ресурсам
Педагог-библиотекарь имеет доступ к АИС «Учебник».
В наличии 210 экземпляров учебников для учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Сведения о приспособленности библиотеки для использования детьми-инвалидами отсутствуют.
План по развитию библиотеки МАОУ СОШ № 32 г. Томска на 2025-2030 г.
-имеется спортивный зал для физкультурно-оздоровительных и реабилитационных занятий для детей-инвалидов;
-имеется игровая площадка для детей с ОВЗ
На территории МАОУ СОШ № 32 г. Томска созданы материально-технические условия, обеспечивающие безбарьерный доступ к образовательному процессу.
Реализация федеральных государственных образовательных стандартов на уровнях начального общего, основного общего и среднего общего образования, Национального проекта «Образование», в том числе проекта «Цифровая образовательная среда», определяют необходимость развития информационно-образовательной среды МАОУ ОШ № 32 г. Томска в контексте вызовов времени: организации образовательной деятельности с использованием различных образовательных технологий, в том числе электронного обучения, дистанционных образовательных технологий; функционирования электронного документооборота; создания условий для внедрения современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей формирование ценности к саморазвитию и самообразованию у учащихся, обеспечения возможности использовать технологии виртуальной и дополненной реальности, цифровых двойников в процессе образовательной деятельности по отдельным учебным предметам, обновления информационного наполнения и функциональных возможностей официального сайта МАОУ СОШ № 32 г. Томска, формирования цифровых компетенций педагогов.
В МАОУ СОШ № 32 г. Томска имеется серверная для обеспечения функционирования компьютерных, телефонных сетей, системы контроля доступа, системы видеонаблюдения.
Во школе имеется подключение к сети Интернет. Скорость подключения - 100Мбит/с. Во всех учебных кабинетах и помещениях имеется доступ в Интернет. Тип канала подключения – оптоволоконная линия. Wi-Fi, стандарт на оборудование для широкополосной радиосвязи, предназначенной для организации локальных беспроводных сетей Wireless LAN.
Локальные сети: локальная компьютерная сеть работников администрации; локальная компьютерная сеть педагогических работников; внутренняя локальная телевизионная сеть; внутренняя локальная телефонная связь.
Общее число компьютеров, в том числе используемых в учебных целях:? С компьютеров имеется доступ к электронным библиотечным ресурсам.
Доступ к информационным системам:
- ФИС ФРДО («Федеральный реестр документов об образовании»);
- ФИС ГИА и ПРИЕМА (связана с ГИС «Региональные базы данных»);
- ГИС «Образование Томской области»;
- ГИС «Контингент-регион»;
- АИС «Сетевой город. Образование»;
- АИС «Персонифицированное дополнительное образование»;
- АИС зачисления в образовательную организацию»: услуга по приему на обучение в общеобразовательную организацию (в первый класс, а также в классы всех уровней образования при наличии свободных мест) через Единый портал Государственных услуг https://www.gosuslugi.ru/, через Портала образовательных услуг Томской области (АИС «Е-услуги. Образование» http://tomedu.ru/informatsionnye-sistemy-v-obrazovanii/euslugi/;
- АИС «Учебник»;
- АИС «Педагогические кадры Томской области»;
- электронная почта, календарь с возможностью планирования мероприятий, система «Проекты и поручения», средства обмена мгновенными сообщениями «Sametime» на основе программного продукта IBM Notes (Lotus) (в части информационного взаимодействия с департаментом образования администрации Города Томска, МБУ ЦБ ООУ г. Томска;
- ФГИС «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» (ЕСИА)
- ФГИС «Единая государственная информационная система социального обеспечения» (ЕГИССО) (внесение и актуализация сведений о лицах, являющихся получателями мер социальной защиты (поддержки), содержащихся в информационных ресурсах образовательной организации);
- Единая информационная система в сфере закупок (ЕИС): размещение информации о закупках и документов, сформированных в ходе закупок, плана закупки и изменений в него, документов ежемесячной отчётности, предусмотренной Законом № 223 – ФЗ, документов о заключении договоров, Положения о закупках и изменений в него, иных документов, связанных с осуществлением закупочной деятельности;
- корпоративная информационная система «Парус» (модуль «Кадры и штатное расписание»)
- др.
Все обучающиеся-инвалиды и лица с ОВЗ имеют доступ к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям с компьютеров, размещенных в учебных кабинетах, помещениях для самостоятельной работы. Имеется альтернативная версия официального сайта МАОУ СОШ № 32 г. Томска для слабовидящих.
На основании Федерального закона РФ "Об образовании в Российской Федерации" доступ обучающихся к электронным образовательным ресурсам осуществляется на основе контентной фильтрации, что предотвращает получение школьниками информации необразовательного характера
В МАОУ СОШ № 32 г. Томска общежитий и интернатов нет. Плата за проживание не формируется
Специальные условия для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В МАОУ СОш № 32 г. Томска общежитий и интернатов нет
Материально-техническая база МАОУ СОШ № 32 г. Томска обеспечивает процессы обучения и воспитания обучающихся-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Школа располагает актовыми залами, учебными кабинетами и лабораториями. Все учебные аудитории и классы оборудованы специальной техникой и приборами, наглядными пособиями и дидактическими материалами, программными средствами, стационарными и переносными мультимедийными комплексами, инструментами (в том числе музыкальными), и т.п.
Все обучающиеся, в том числе инвалиды и лица с ОВЗ, имеют доступ к электронной и информационно - образовательной среде, учебным пособиям и литературе на электронных и бумажных носителях. Имеется альтернативная версии официального сайта школы в сети «Интернет» для слабовидящих
Для эффективного проведения воспитательной работы, культурно-массовых мероприятий и другой внеучебной деятельности в школе имеются актовые залы, спортивные объекты, оборудованные соответствующим инвентарем и техническими средствами

Учебные кабинеты
Мастерские и лаборатории
В МАОУ СОШ № 32 г. Томска для проведения практических занятий оборудованы специализированные кабинеты:
№ учебного кабинета |
Название специализированного кабинета (помещения) |
Функциональное использование |
310 |
Кабинет биологии (имеется помещение лаборантской) |
Проведение практических, лабораторных работ, исследований |
309 |
Кабинет географии |
Проведение практических, лабораторных работ, исследований |
304 |
Кабинет физики (имеется помещение лаборантской) |
Проведение практических, лабораторных работ, исследований |
303 |
Кабинет химии (имеется помещение лаборантской) |
Проведение практических, лабораторных работ, исследований |
302 |
Кабинет информатики (имеется помещение лаборантской) |
Проведение практических занятий, направленных на формирование и совершенствование компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности; исследований |
113 |
Кабинет основ безопасности и защиты Родины |
Проведение практических занятий по отработке навыков действий в чрезвычайных ситуациях, оказания первой помощи пострадавшим; по подготовке к службе в рядах Вооруженных сил РФ, |
110 |
Кабинет робототехники |
Практикумы по легоконструированию и робототехнике |
114 |
Кабинет труда (технологии) |
Практикумы по швейному делу, вязанию |
115 |
Кабинет труда (технологии). Мастерская |
Практикумы по работе с деревом и металлом |
117 |
Центр медиаобразования |
Практикумы по видео-фотосъемке, выпуску газет в печатной и электронной формах, анимационных фильмов, документальных и научно-популярных фильмов, видеороликов и т.п. |
Цокольный этаж |
Музей Боевой Славы 19-й гвардейской стрелковой дивизии |
Проведение исследований, практикумы по разработке экскурсий, наполнению сайта музея, работе с музейными материалами и экспонатами; проведение экскурсий |
Условия для занятия физкультурой и спортом
Объекты спорта: спортивный зал (площадью 263,4 кв.м. (h 7,42 м.)) со специальным покрытием; игровой зал; многофункциональная спортивная площадка, игровая площадка для детей в возрасте до10 -11 лет; игровая площадка для детей с ОВЗ, ко всем спортивным сооружениям которой есть пандусы; уличный тренажёрный комплекс; беговая дорожка.
Для учащихся оборудованы раздевалки (2), душевые комнаты (2), санузлы (2).
Имеется оборудованный кабинет учителя физической культуры (тренерская)
Оснащение спортивного зала позволяет осуществлять образовательную деятельность на качественном уровне по различным видам спорта.
Организована образовательная деятельность по учебному предмету «Физическая культура» с учетом медицинской группы несовершеннолетнего учащегося; обеспечено снижение физической нагрузки во время занятия физической культурой для учащиеся, отнесенных по состоянию здоровья к подготовительной или специальной группам.
В дождливые, ветреные и морозные дни занятия физической культурой проводятся в спортивном зале.
Физическое воспитание и адаптивная физическая нагрузка планируется для каждого учащегося с ограниченными возможностями здоровья индивидуально, в соответствии с рекомендациями специалистов и с учётом характера патологии и степени ограничений здоровья; учащиеся с ограниченными возможностями здоровья (при наличии рекомендаций) занимаются по индивидуальным программам, составленным врачом и учителем физической культуры с учётом рекомендаций врачей-специалистов.
Организована в текущем учебном году реализация рабочих программ внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности:
- «Спортивное ориентирование»;
- «Подвижные игры»;
- «Быстрее! Выше! Сильнее!»;
- «Настольный теннис»
Организована в текущем учебном году реализация дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ:
- «Игра-дело серьёзное»;
- «Волейбол»;
- «Мини-футбол»;
- «Тхэквондо».
Обеспечено:
- участие учащихся в спортивных мероприятиях (соревнованиях, эстафетах, марафонах, весёлых стартах и т.п.) разного уровня: в городских Президентских тестах и Президентских состязаниях, городской легкоатлетической эстафете, городских соревнованиях по спортивному ориентированию, областных соревнованиях по пулевой стрельбе на базе «УСТЦ ДОСААФ», в школьных спортивных мероприятиях: «Весёлые старты», «Вместе с папой», «Вместе с мамой», «Папа, мама, я – спортивная семья!», «Быстрее! Выше! Сильнее!», первенстве по волейболу, баскетболу, мини-футболу и др., школьной предметной декаде по физической культуре;
- участие в городской программе воспитания и дополнительного образования «Здоровое поколение»;
- участие в реализации ВФСК ГТО.
Положение о спортивной площадке МАОУ СОШ № 32 г. Томска
Спортивные мероприятия по месяцам (для учащихся 1-4 классов)
Школьный спортивный клуб
Лицензия на образовательную деятельность (копия)
Приказ об организации школьного спортивного клуба "Спринт" в 2023-2024 учебном году
Положение о школьном спортивном клубе "Спринт" МАОУ СОШ № 32 г. Томска
Положение о совете школьного спортивного клуба "Спринт" МАОУ СОШ № 32 г. Томска
План спортивно-массовых, физкультурно-спортивных и социально-значимых мероприятий на 2023-2024 учебный год
Средства обучения и воспитания
Средства обучения и воспитания (средства образования) МАОУ СОШ № 32 г. Томска - это организационные формы, средства обучения, методы обучения и воспитания, способы и приёмы педагогической диагностики, осуществления обратной связи, критерии эффективного педагогического взаимодействия и воздействия; источники получения знаний, формирования умений.
Понятие «средства обучения» употребляется в широком и узком смыслах. В узком смысле под средствами обучения понимают учебные и наглядные пособия, демонстрационные устройства, технические средства и пр. В широком смысле под средствами обучения подразумевается все то, что способствует достижению целей образования, т.е. вся совокупность методов, форм, содержания, а также специальных средств обучения.
Средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным компонентом образовательной деятельности и элементом учебно-материальной базы МАОУ СОШ № 32 г. Томска. Являясь компонентом учебно-воспитательного процесса, средства обучения оказывают большое влияние на все другие его компоненты — цели, содержание, формы, методы.
Все средства обучения и воспитания делятся на материальные и идеальные, которые взаимосвязаны и дополнят друг друга.
К материальным средствам относятся:
- технические средства обучения, учебная техника;
- учебно-производственное оборудование;
- учебно-лабораторное оборудование;
- средства наглядности:
- наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
- демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные);
- учебные приборы (компас, барометр, колбы и т.д.);
- тренажеры, спортивное оборудование и инвентарь, игровые и спортивные площадки;
- печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, дидактический материал, раздаточный материал, методические разработки (рекомендации), справочная литература, периодические здания);
- электронные образовательные ресурсы (образовательные мультимедиа, электронные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.);
- аудиовизуальные (слайды, слайд – фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях и т.п.);
- кабинеты для обучения, большой и малый спортивные залы, библиотека, столовая и буфет, медицинский кабинет, помещения школьного музея, кабинеты педагога-психолога, кабинет учителя-логопеда, кабинет социального педагога, кабинет робототехники, помещения для администрации и педагогов, раздевалки, подсобные помещения.
В качестве идеальных средств выступают общепринятые системы знаковых языков (речь), письмо (письменная речь), произведения искусства, другие достижения культуры (живопись, музыка, литература), системы условных обозначений различных наук, средства наглядности (чертежи, рисунки, схемы), системы знаков, учебные компьютерные программы, система обучения, совокупность методов, форм организации образовательной деятельности, система общешкольных требований.
Педагогические средства обучения и воспитания используются на всех этапах образовательного процесса. На первом уровне (урок) учащиеся могут работать с такими средствами, как:
- тексты и упражнения из учебника или дополнительных учебных материалов;
- задачи и упражнения, тесты для решения учениками в ходе самостоятельной работы;
- лабораторное оборудование, инструменты, материалы для проведения опытов;
- компьютерные программы по теме урока, презентации;
- формы организации учебной деятельности учащихся на уроке;
- различные средства наглядности, например, рисунки, чертежи и схемы.
Следующий уровень – учебный предмет в общем. Перечень средств обучения и воспитания на этом этапе включает в себя дидактические материалы, учебники, учебные пособия, разработки и рекомендации по предмету, развивающую среду для накопления полезных навыков по определенному предмету.
Третий уровень – весь процесс обучения. Здесь средствами обучения и воспитания выступает система общешкольных требований, сама по себе система обучения, библиотеки, кабинеты для проведения занятий и так далее.
Образовательные технологии и методы обучения
Принципы использования средств обучения
- учет возрастных и психологических особенностей обучающихся;
- гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях;
- учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.);
- сотворчество педагога и обучающегося;
- приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.
Средства воспитания - это те конкретные мероприятия или формы воспитательной работы (беседы, собрания, вечера, экскурсии и т.д.), деятельности учащихся (учебные занятия, предметные кружки, конкурсы, олимпиады), а также средства наглядности (кинодемонстрации, картины и т.д.), которые используются в процессе реализации того или иного метода.
Средства воспитания являются «инструментарием» материальной и духовной культуры, который используется для решения воспитательных задач. К ним относятся:
- культурные ценности (игрушки, книги, произведения искусства);
- труд;
- творчество;
- игра;
- способы коммуникации, общения;
- мир жизнедеятельности воспитанника;
- коллектив и социальная группа как организующие условия воспитания;
- знаковые символы;
- материальные средства;
- технические средства;
Организация досуговой деятельности
Школьная библиотека расположена на втором этаже здания в 4 помещениях общей площадью 118,5 кв.м.
Помещения библиотеки оснащены:
- специализированной мебелью и системами хранения;
- автоматизированным рабочим местом педагога-библиотекаря;
- переносным мультимедийным проектором, переносным экраном;
- принтером;
- акустической системой;
- сетевым фильтром;
- телефоном внутренней локальной сети;
- широкополосным Интернетом: выход в городскую сеть не лимитируется по времени, безлимитный внешний трафик; интернет-соединение 100 Мбит/с
Библиотека предусматривает зону для получения информационных ресурсов во временное пользование; зону для самостоятельной и коллективной работы с ресурсами (читальный зал на 12 посадочных мест, из которых 3 компьютерных рабочих места); рекреационную зону для технической и игровой деятельности. Обеспечен доступ к электронным информационным и образовательным ресурсам
Педагог-библиотекарь имеет доступ к АИС «Учебник».
В наличии 210 экземпляров учебников для учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Условия охраны здоровья обучающихся
Условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В соответствии со статьей 41 главы 4 Федерального закона от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ (в ред. от 28.06.2014) «Об образовании в Российской Федерации» МАОУ СОШ № 32 г. Томска создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья учащихся.
Основные направления охраны здоровья:
- оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;
- прохождение учащимися в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров и диспансеризации (в МАОУ СОШ № 32 г. Томска установлен порядок и правила прохождения учащимися медицинских осмотров, диспансеризации, вакцинации в соответствии приказом Министерства здравоохранения РФ от 21 декабря 2012 г. № 1346н «О Порядке прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них», Приказом Министерства здравоохранения РФ от 21.03.2014 № 125н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям»);
- организация питания учащихся;
- определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;
- пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда; профилактика и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ;
- проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий;
- организация и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления учащихся, для занятия ими физической культурой и спортом;
- обеспечение безопасности учащихся во время пребывания в образовательной организации;
- профилактика несчастных случаев с учащимися во время пребывания в образовательной организации;
- обучение работников навыкам оказания первой медицинской помощи (обучение проводится ежегодно, 100% работников МАОУ СОШ № 32 г. Томска проходят обучение навыкам оказания первой медицинской помощи).
МАОУ СОШ № 32 г. Томска обеспечено:
- наблюдение за состоянием здоровья учащихся;
- организация образовательной деятельности по физической культуре в соответствии группой по физической культуре, группой здоровья учащихся (медицинской группой);
- проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации;
- соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;
- расследование и учёт несчастных случаев с учащимися во время пребывания в образовательной организации, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения;
- для учащихся, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов (на основании заключения медицинской организации и заявления родителей (законных представителей) несовершеннолетних учащихся) в письменной форме) обеспечена организации обучения на дому, реализация индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида;
- организация проведения универсальной и избирательной профилактики в соответствии с Федеральным законом от 120-ФЗ;
В части организации и осуществления процесса образовательной деятельности для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – учащиеся с ОВЗ):
- обеспечено в соответствии с установленными требованиями обучение по адаптированным образовательным программам;
- обеспечена реализация индивидуального подхода в осуществлении образовательной деятельности для детей с ОВЗ;
- для 100% детей с ОВЗ организована внеурочная деятельность, а также коррекционно-развивающие занятия; в процессе урочных и внеурочных занятий обязательно проводятся физкультминутки по снятию мышечного, зрительного напряжения, активизации зрительной системы и т.п.; организация рабочего пространства осуществляется с использованием здоровьесберегающих технологий;
- организация внеурочной деятельности осуществляется в соответствии с реализуемой оптимизационной моделью внеурочной деятельности для детей с ОВЗ, учитывающей ресурсы образовательной организации и партнеров, преемственность на разных уровнях образования;
- для одного ребенка-инвалида (на уровне начального общего образования), передвигающегося с помощью коляски, организовано инклюзивное обучение по заявлению законного представителя учащегося; предоставлена услуга сопровождающего лица (ассистента);
- осуществляется учет учащихся с ОВЗ на всех уровнях образования;
- обеспечена реализация индивидуальной образовательной траектории на основе АОП учащегося с ОВЗ в условиях общеобразовательного класса, исходя из особенностей его психофизического развития и индивидуальных возможностей: разработаны и реализуются индивидуальные программы развития учащихся с ОВЗ;
- обеспечено единство требований к оценке образовательных результатов учащихся с ОВЗ: введено в действие положение о системе оценки, формах и порядке проведения промежуточной аттестации по оценке предметных, метапредметных, личностных результатов обучающихся с ОВЗ;
- организовано привлечение детей с ОВЗ к участию в предметных образовательных событиях, творческих конкурсах и проектах различного уровня;
- осуществляется психолого-педагогическое сопровождение реализации АООП НОО, АООП ООО; в том числе и в рамках дополнительной общеразвивающей программы «Я – целый мир», реализуемой в сетевой форме МБОУ ДОД Дом детства и юношества «Факел» г. Томска;
- результаты психолого-педагогического сопровождения отражаются индивидуальном дневнике динамических наблюдений учащегося с ОВЗ;
- обеспечено для учащихся с ОВЗ прохождение промежуточной аттестации в особых формах;
- созданы специальные условия для проведения текущей, промежуточной и итоговой (освоение АООП НОО) аттестации учащихся с ОВЗ:
- организация прохождения аттестации в привычной для ребёнка обстановке: в классе, где обучается учащийся, в присутствии своего учителя, при наличии привычных для учащегося мнестических опор: наглядных схем, шаблонов общего хода выполнения заданий;
- организация прохождения процедуры аттестации индивидуально или в малой группе с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей учащегося с ЗПР;
- проведение в начале аттестационной работы этапа общей организации деятельности;
- адаптирование инструкции с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей учащегося с ЗПР через:
- упрощение формулировок по грамматическому и семантическому оформлению;
- упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на короткие смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения задания;
- в дополнение к письменной инструкции к заданию, при необходимости, она дополнительно прочитывается педагогом вслух в медленном темпе с четкими смысловыми акцентами;
- адаптация (при необходимости) текста задания с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей учащегося с ЗПР (более крупный шрифт, четкое отграничение одного задания от другого;
- предоставление (при необходимости) дифференцированной помощи: стимулирующей (одобрение, эмоциональная поддержка); организующей (привлечение внимания, концентрирование на выполнении работы, напоминание о необходимости самопроверки); направляющей (повторение и разъяснение инструкции к заданию);
- увеличение времени на выполнение заданий;
- возможность организации короткого перерыва (10-15 мин) при нарастании в поведении ребенка проявлений утомления, истощения;
- недопустимость негативных реакции со стороны педагога, создание ситуаций, приводящих к эмоциональному травмированию учащегося.
Приказ Министерства здравоохранения о Порядке оказания медицинской помощи несовершеннолетним
Договор о предоставлении медицинских услуг
Все медицинское обслуживание осуществляется с согласия родителей (официальных представителей ребёнка) Образцы документов:
Согласие для родителей на обработку персональных данных
Информация об обеспечении возможности получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В МАОУ СОШ № 32 г. Томска (далее – ОО) в 2024-2025 учебном году организована образовательная деятельность для:
- 8 детей-инвалидов (0,7% от общего количества учащихся);
- 51 учащийся с ограниченными возможностями здоровья (4,6 % от общего количества учащихся);
- на уровне начального общего образования обучаются в общеобразовательных классах (совместно с другими учащимися) 6 учащихся с ограниченными возможностями здоровья, 2 ребенка-инвалида; образовательная деятельность осуществляется по адаптированным образовательным программам начального общего образования (варианты: 7.2, 5.1, 5.2);
- на уровне основного общего образования обучаются в общеобразовательных классах (совместно с другими учащимися) 45 учащихся с ограниченными возможностями здоровья из них 2 ребенка-инвалида; образовательная деятельность осуществляется по адаптированным образовательным программам основного общего образования (варианты: 7.1, 7.2, 5.1, 5.2, 6.2);
- на уровне среднего общего образования обучаются в общеобразовательных классах (совместно с другими учащимися) 4 ребенка-инвалида (обучение по ООП СОО).
Категории детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, обучающиеся в ОО в 2024-2025 учебном году:
- дети с нарушениями зрения;
- дети с тяжелыми нарушениями речи;
- дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
- дети с задержкой психического развития (ЗПР);
Количество учащихся с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном классе не превышает 3 человека.
Специально оборудованные учебные кабинеты:
в ОО отсутствуют специальные учебные кабинеты для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов;
имеются специально оборудованные кабинеты для проведения коррекционно-развивающих занятий для детей с ограниченными возможностями здоровья:
- кабинет учителя-логопеда (обеспечено зонирование пространства кабинета: рабочая зона, зона индивидуальной коррекционной работы, учебная зона, зона эмоциональной разгрузки);
- кабинет педагога-психолога (обеспечено зонирование пространства (зона первичного приема и консультативной работы, зона игровой терапии, зона релаксации и снятия психологического напряжения);
-в кабинетах начальных классов установлены столы-конторки для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью; обеспечено наличие игровой зоны
Фотографии



















